letniy_vecher (letniy_vecher) wrote,
letniy_vecher

И снова горы - Архыз и немного Домбай

19 - 29 июня, семья с сыном 11 лет.
Незаметно пролетел год, и летом мы снова, особо не раздумывая, махнули в горы. У нас получился интересный тур – сначала Архыз, потом еще 3 дня на Домбае. Хорошая возможность сравнить.  В прошлом году мы были очарованы Домбаем, но Архыз просто потряс своей красотой и разнообразием красок! Все маршруты Архыза невероятно живописные, просто глаз не отвести! Всюду шумят горные речки, пасутся лошади и коровы, склоны покрыты цветущим рододендроном. Главное, успевать на все это любоваться, прыгая по камням.)

Честно говоря, мне там понравилось даже больше. Домбай показался более суровым и величественным, до озер и водопадов добраться не просто, но там - полный восторг! И в Домбае акцент все-таки - горы, а в Архызе - долины и озера. С погодой нам снова повезло, дождей не было ни разу, правда, было пожарче, чем в прошлом году. Мы все время протаскали в рюкзаках флиски и дождевики, надеть их пришлось лишь однажды в Домбае на высоте 3200. Даже у водопадов и горных озер не было даже намека на прохладу.

Путешествовали опять с Магтуром. В стоимость тура входит проживание, двухразовое питание, все переезды и полное сопровождение на маршрутах. Какой будет отель в Архызе мы не знали, но реальность превзошла наши ожидания. С отелем Магтур попал в самую точку! Пансионат Аллюр расположился не в поселке, а на отшибе, возле речки, по зеленой территории раскиданы деревянные домики, в них ночью прохладно и пахнет деревом. А вокруг красотища!  Плюс неожиданный бонус – подогреваемый бассейн после ходового дня - очень кстати, особенно для детей.)

1 день, по традиции, разминочный, был посвящен экскурсии в обсерваторию и Нижнеархызскому городищу. Прошли 6 - 7 км, мышцы почувствовали.) И гид в обсератории, и наш отличные рассказчики. По дороге останавливались на смотровых, красота везде! Мы уже в диком предвкушении, что же будет завтра? Христианские византийские храмы Х века очень напомнили Сентинский храм близ Теберды, который мы видели в прошлом году.

2 день – к Софийским водопадам! В этот день нам открылась потрясющая красота долин Архыза. Описать словами это просто невозможно. Я шла и думала, что такого просто не бывает! И здесь же мы впервые ступили на снежники. Об этом дне самые яркие воспоминания: голубое небо, жарища, а мы  прыгаем по камням через горные речки, переходим снежники и упрямо лезем вверх. Мне тяжеловато дался маршрут, ползла из последних сил, но когда вышли к водопаду, все тут же забылось и накрыло ощущение счастья! Мы сидели там в мелкой водяной пыли и уходить совершенно не хотелось. Красота просто нереальная! Горы, сочная зелень и белый снег – это все Софийская долина! Если туда мы шли часа два, то спустились на удивление быстро, освеженные водопадом.) Километраж около 13 км.

3 день получился самым длинным, маршрут самым трудным и самым живописным - трекинг через долину реки Большая Дукка к Семицветному озеру. Оно находится на высоте 2420 м, поднимались с 2000 м, километраж 12-13 км. Почти весь путь проходит по камням и по речкам, которые нужно перепрыгивать опять же по камням.) И еще по подтаявшим рыхлым и скользким снежникам. Как же было страшно смотреть вниз, туда, где бурлила река. Хорошо гиды помогали – где надо руку подавали, а где-то и тащили. Но дорога к высокогорному озеру изумительно красива. В общем, шли медленно и долго, а когда вдруг показалось озеро, я ощутила даже некоторое разочарование, типа, и это все? После таких мучений ожидали увидеть нечто потрясающее, а увидели обычное озеро, над которым нависает гора Дукка-Баши.))  А может быть я просто перегрелась на солнце и была не способна оценить его красоту. Сенька на этом маршруте совсем сдулся и заявил, что завтра остается дома.

4 день - трекинг в долину реки Малой Дукки к Дуккинским озерам. Поход был заявлен не сложный, всего на 7 км, но с перепадом высот 400 м. Казалось бы ерунда, но последние метров 800 дались нелегко. Счастье, что по пути можно освежиться у горных речек, возле них веет прохладой, вода вкуснейшая. А какая красота вокруг! Нереальное сочетание яркой травы, белых цветов, снега и вездесущих горных речек! Мы добрались до первого озера, там и упали. Дальше гиды решили группу не тащить. Это озеро красивое, бирюзовое с прозрачнейшей водой, которое так и манит искупаться в нем. Но вода ледяная, только помочить ноги. Вокруг разбросаны камни, тени совсем нет.

Стало понятно, для чего в тур Архыза включен свободный день, он там необходим, потому что маршруты выматывают, особенно по жаре. Мы сначала от него отказались для экономии времени. 5-й день у группы был свободным, а мы должны были идти к озеру Бездонному. Но что-то накопилась такая усталость, что не хотелось убойного маршрута. Вместо этого устроили себе отдых. Доехали до Архыза, и на лошадках прогулялись к маленькому и симпатичному Казачьему водопаду. Путь проходит по территории Кавказского биосферного заповедника. Ровная тенистая дорога, спокойные лошадки, кайф! Лишь в конце метров 800 пешком до водопада. Панорама вокруг завораживает! Воздухом невозможно надышаться!
Вторую половину дня лениво провели у бассейна. Все-таки хорошо, что он у нас был.

6 день - наконец-то переезд в Домбай! Чтобы не терять времени, вещи оставляем в машине, переобуваемся в кроссовки и вперед, на канатку! В прошлом году мы смогли подняться только на маятниковой канатке (да и то нелегально), пешком дойти до летающей тарелки, а потом до скалы-верблюда. Но виды меня впечатлили сильнее всего. И вот, мы снова на горе Мусса-Ачитара. День очень яркий и солнечный. Чтобы все рассмотреть, выбираем кресельные канатки и постепенно поднимаемся все выше и выше. На каждой станции гуляем и никуда не спешим. Это счастье!

7 день. Трекинг к Алибекскому водопаду получился лайтовым, т.к. Арсений забастовал и пешком идти отказался. Пришлось взять машину и доехать часть пути до старой базы. Пройти осталось совсем немного, но в гору – в гору. Не очень сложно, т.к, в основном, по лесу. Водопад прекрасно освежает, к нему можно подойти очень близко. Мощные ощущения! Можно было забраться повише, но особо никому не хотелось. Посидели, отдохнули, и обратно, теперь уже пешком. Домой пришли не так поздно, и тут мне в голову пришла светлая мысль - не пора ли освежиться.)) Быстро нашли машину и поехали купаться на озеро Туманлы-кель. В прошлом году я не решилась влезть в воду, купались только мои мужчины. Но нынче стояла жарища, и вода мне показалась градусов 20, не меньше. Мы с огромным удовольствием поплавали в озере с видом на горы и успели вернуться до закрытия КПП (его закрывают в 17.00).

8 день. Последний наш маршрут был к Чучхурским водопадам – по трекингу 20 км с перепадом высот 650 м. На удивление дался он достаточно легко, хотя проходил, в основном, по открытым участкам ущелья Домбай – Ульген. Все-таки много значит и компания, и гид. Группа на Домбае подобралась потрясающая! Попарились только на финальной части пути – от малого Чучхура до большого пришлось лезть хорошо так в гору, а потом и вовсе карабкаться почти по отвесной тропке. К этим водопадом близко не подойти, можно любоваться ими издалека, пытаясь поймать водяную пыль. Туда, с горем пополам, забрались, а вот спускаться было еще веселее.. Зато наверху, на высоте 2400 м открывается потрясающий вид на всю Домбайскую долину и реку Домбай-Ульген, а вокруг альпийские луга, покрытые мелким цветом. Хотелось валяться в траве и наслаждаться!

Последний день хотели провести в термах, но не смогли уехать, и до обеда снова гуляли в горах Домбая, поднимаясь на канатке все выше и выше. Какая же мощь горы! Это понимаешь только тогда, когда становишься к ним чуть ближе.
Я безумно рада, что мы осилили почти все запланированные маршруты. Надо думать, куда рвануть в следующий раз.

Но это еще не все, я нынче расстаралась - устроила нам троим напоследок коротенький релакс в Кисловодске. Мы приехали туда впервые, можно сказать спустились с гор, и сразу попали в цивилизацию. Кисловодск напомнил приморский город – там было влажно и тепло, ярко и празднично. Мы прогулялись до Нарзанной галереи, попили водички, полюбовались старинными зданиями. Поужинали в ресторане Старый дворик на Курортном бульваре. Город очень понравился, нужно бы здесь остановиться на подольше.
На следующий день мы с Сенькой отправились в аквапарк, а муж решил пробежаться по парку. Номер я забронировала в пансионате Звездный на территории санатория Долина нарзанов исключительно из-за аквапарка. До последнего дня не была уверена, что его откроют, но все же открыли прямо перед нашим визитом. Аквапарк небольшой, всего 3 горки, поплавать, в принципе, есть где. Народу было совсем немного, чистенько. Нам, усталым горным туристам, было то, что надо.

Хороший у нас отпуск получился. На этом нашу тему с Кавказом пока не закрываю, очень хочется туда возвращаться снова и снова. :)

Технические подробности.
Стоимость тура на троих - 106600 руб. (с учетом кэшбека)
Перелет а/к Аэрофлот, тариф лайт, 1 багаж + места - 36385 руб.
Такси Шрм/обратно - 1300 руб
Всякое (обеды, транспорт, сувениры, аквапарк…) = 40000 руб.
Итого ~ 184000 руб
Tags: 2021, Кавказ, Россия, лето, путешествия

• Мейн-кун Лев

Мне всегда очень нравились мейн-куны, но все как-то не складывалось. Котики попадали ко мне исключитально с улицы. И вдруг звезды сошлись - мне…

• Туристический слет в Менделеево

Каждый год под Зеленоградом проходит туристический слет. Там можно сдать ГТО, побегать с картой и компасом и посидеть у костра в хорошей компании.…

• Гонка четырех 2021

В выходные прошли очередные Гонки четырех - самый массовый старт в спортивном туризме. Туда приезжают команды со всей России, дистанции различаются…